ОАО «Каустик»
«….А дело продолжается!» - газета "Стерлитамакский рабочий"13.05.2008
Их было тридцать совсем юных парней и девчат – группа токарей первого выпуска училища № 48, получившая распределение на строящийся химзавод. Тогда, в 1967 году, завод просто задыхался от нехватки рабочих рук. Один за другим вводились цехи и производства, требовался монтаж и обслуживание технологического оборудования, ремонтники, токари были в тот период востребованы не меньше, чем аппаратчики.
В числе выпускников этой группы пришел в РМЦ и Василий Алексеевич Черников – парнишка из небольшой деревни Катериновка, Балтачесвского района Башкирии, прочитав в районной газете, что вновь строящемуся химическому предприятию нужны молодые кадры. Так и определилась его дальнейшая судьба. Время было горячее и требования высокие. Никаких скидок ни на возраст, ни на то, что ребята только после училища, не было. Период адаптации сводился до минимума, а скорее отсутствовал совсем – пришли, значит должны работать как все.
В тот период на формирование взглядов и отношение к работе очень сильно влияло - нынешняя молодежь не поверит - отнюдь не заработная плата, а, представьте себе, … общественное мнение.
- Мы в училище и на практике осваивали станки одного типа, а когда пришли в цех, нас сразу поставили на совершенно иные, принципиально отличавшиеся от тех, - вспоминает Василий Алексеевич, - Мы, как ни старались, но в конце месяца выяснилось, что едва-едва 80 процентов нормы выполнили. И тут же в цехе выпустили «Молнию». Вот, мол, такие у нас в коллективе лодыри-лежебоки, не стремятся на рабочем месте вкалывать, а «баклуши бьют». И фамилии наши, на самом видном месте под карикатурой красуются. На профком вызвали, отчитали по полной программе. И стыдно, и обидно. Попытались объяснить, что не освоили мы еще новых станков. Так, нам еще больше досталось: почему сидим и ждем, когда нас научат. Сами, дескать, должны интересоваться, учиться. Получил я в первый месяц 45 рублей аванс и 44 рубля расчет. После нашей двадцати трех рублевой стипендии мне это огромными деньгами показалось. А когда прикинул, сколько бы мог получить, если б норму выполнил…. Задумался. Поднапрягся. В следующем месяце выдал 120 процентов! И тут же опять в цехе «Молния», но теперь уже со словами похвалы. Приятно. Вот так нас учили работать.
Через некоторое время Василия призвали в армию. Выполнив свой гражданский долг, он, не раздумывая, вернулся на завод, где его ждал коллектив, уже ставший для него своим.
Позже, после окончания химико-технологического техникума, Василий Алексеевич работал начальником инструментального и начальником тарного участка цеха по ремонту вентоборудования, трубопроводной арматуры, изготовлению вентзаготовок и тары.
Время многое изменило. Сегодня на предприятии из числа ремонтного персонала комплектуются комплексные бригады, специалисты в которых владеют пятью-шестью смежными специальностями, что позволяет выполнять работы самой высокой сложности. Полная взаимозаменяемость создает возможность оперативно решать любые производственные задачи и на заработной плате сказывается положительно, поскольку при распределении обязанностей внутри бригады низкооплачиваемые работы компенсируются высокооплачиваемыми. Появилось новое оборудование, требующее современных знаний. Правда, теперь не украшают стены цеха оперативные «Молнии» ни с критикой, ни с похвалой. Из числа тех, с кем Василий Алексеевич вместе пришел на завод, от всей группы их осталось лишь двое. На смену им приходит новое молодое поколение. Сегодня на предприятии работают две дочери Василия Алексеевича.
- Не получилось династии, - говорит он, - фамилия не продолжилась.
Василий Алексеевич, конечно же, шутит. Фамилия, может, и не продолжилась, а дело продолжается. И это главное.
М.Гришина